«ЭККЛЕЗИАСТ»

«ЭККЛЕЗИАСТ»

«ЭККЛЕЗИА́СТ», «Екклесиаст» (греч. ekklēsiastēes, перевод древнеевр. qōhéleth — проповедующий в собрании), одна из наиболее поздних книг Библии (IV или III вв. до н. э.), памятник древнееврейской афористической литературы.

Авторство долгое время приписывалось царю Соломону (жившему в X в. до н. э.) — и это не простое недоразумение. Автор «Э.» не только надписывает над своей книгой имя Соломона: «сын Давидов, царь в Иерусалиме» (обычай приписывать сборники афоризмов «мудрым» царям искони существовал в древневосточной литературе), но по-настоящему «входит в образ» царя Иудеи, вводя сопряжение двух планов — исповедально-личного и легендарно-исторического. Эта сознательность приема, вкус к многозначительному «разыгрыванию» читателя — черты, резко выделяющие «Э.» на общем фоне древневосточной литературы.

Основной мотив «Э.» — бесполезность попыток всесторонне охватить жизнь, подчинить ее себе на практике или исчерпать мыслью. Все эти попытки — hebel — «дуновение», т е. «тщета»: «суета сует и все — суета!». «Глупости», которая надеется управлять жизнью, и традиционной «премудрости», которая надеется объяснить жизнь, Э. противопоставляет мудро-недоверчивое участие в жизни с ее непрочными, но подлинными радостями.

По мысли автора «Э.», все — от бога, но безнадежно стараться разгадать его замыслы, ибо всегда сохраняет значение идея непостижимости, запредельности грозного и равнодушного к человеческим усилиям бога. Автор не сомневается в бытии бога, но сомневается в религии как одной из разновидностей человеческой «суеты». Такой синтез мистики и фатализма с дерзким и трезвым здравомыслием предвосхищает духовный склад, который в течение веков будет характерным для философии Востока.

Для описания философской позиции «Э.» знаменательно, что горечь и скорбь «мудрости» («во многой мудрости много печали») автор связывает с законом вечного повторения: «ничего нового нет под солнцем», «всё — из праха, и всё возвратится в прах», т. е. жалуется на ту самую стабильность возвращающегося к себе космоса, которая для греческих поэтов и философов была источником утешения, даже восторга. Здесь «вечное возвращение» оценено как невыносимая и неизбывная бессмыслица бытия. В этом специфика скепсиса «Э.»: автор мучительно сомневается (а значит, остро нуждается) не в мировой гармонии, а в мировом смысле, он утратил не божественный космос, а священную историю.

Издание в русском переводе:
Книга Экклесиаст, пер. и комментарии И. Дьяконова, в кн.: Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973.

С. С. Аверинцев.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "«ЭККЛЕЗИАСТ»" в других словарях:

  • ЭККЛЕЗИАСТ — (греч.). см. Еклезиаст. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭККЛЕЗИАСТ греч. ekklesiastes, от ekklesia, церковь. Благочинный. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Экклезиаст — Екклесиаст (др. евр. qohelet «Проповедующий в собрании») памятник древнееврейской афористической литературы, датируемый IV или III вв. до н. э. (попытки датировать его более поздним временем не выдерживают критики). Возник в среде… …   Энциклопедия культурологии

  • Экклезиаст — Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎, Кохэлет; др. греч. Εκκλησιαστής)  название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии  между «Плачем… …   Википедия

  • экклезиаст — экклезиаст, экклезиасты, экклезиаста, экклезиастов, экклезиасту, экклезиастам, экклезиаст, экклезиасты, экклезиастом, экклезиастами, экклезиасте, экклезиастах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Экклезиаст — (греческий перев. евр. когелет от кагал – собираться) – с греч. значит проповедующий в церкви. Так наз. ветхозаветная библейская книга (в русской Библии находится между Соломоновыми книгами), автором которой считается царь Соломон… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Книга Екклесиаста — Екклесиаст, также Экклезиаст, Экклесиаст, Екклезиаст (ивр. קהלת‎  «кохэлет»; др. греч. Εκκλησιαστής)  33 я часть Танаха, 7 я книга Ктувим, название ветхозаветной библейской книги, которая в христианской Библии помещается среди… …   Википедия

  • Аскназий, Исаак Львович — академик (с 1885 г.) исторической живописи; род. в Полоцке 1856, в 1874 г. принят в академисты, в 1880 г. был отправлен на четыре года за границу, в 1885 г. получил звание академика за картины "Палач, держащий голову Иоанна Крестителя"… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Элиша бен-Абуя — (ивр. אלישע בן אבויה‎)  еврейский мыслитель третьего и четвёртого поколения эпохи таннаев (I II вв. н. э.). За свои взгляды, значительно отличающиеся от учения других талмудистов, прослыл еретиком и вероотступником, получив… …   Википедия

  • Элиша бен Абуя — (ивр. אלישע בן אבויה‎‎)  еврейский мыслитель второго и третьего поколения эпохи таннаев (I II вв. н. э.). За свои взгляды, значительно отличающиеся от учения других талмудистов, прослыл еретиком и вероотступником, получив прозвище Ахер (ивр.… …   Википедия

  • Элиша бен Авуя — Элиша бен Абуя (ивр. אלישע בן אבויה‎‎)  еврейский мыслитель второго и третьего поколения эпохи таннаев (I II вв. н. э.). За свои взгляды, значительно отличающиеся от учения других талмудистов, прослыл еретиком и вероотступником, получив прозвище… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»